В каждом
крупном средневековом городе Западной Европы строился собор. Городской храм –
это не только место службы и молитвы, но и убежище для местного населения на
случай, если грянет стихийное бедствие или нападет неприятель. И еще – это
«каменная проповедь», с которой Церковь обращалась к простым смертным,
напоминание о том, что вся земная жизнь человека – всего лишь прелюдия к
потусторонней жизни.
Кафедральный
собор Нотр-Дам был сооружен на острове Сите по
инициативе парижского епископа Мориса де Сюлли.
Строительство его началось в XII в. и длилось 170 лет. В те времена собор
выглядел не так, как сегодня: вплотную к нему подступали дома с мастерскими
ремесленников и лавочками, а главный фасад собора был не монохромным, а куда
более нарядным: все статуи фасада и порталов сверкали яркими красками на
золотом фоне.
В XVII-XVIII
вв. собор Нотр-Дам не избежал участи других
памятников готической архитектуры, считавшейся тогда «варварским» искусством: в
результате многочисленных переделок первоначальный облик постройки был искажен,
внутри был снесен амвон и гробницы, оригинальные витражи заменены обычным
стеклом. В годы Революции собор был объявлен «храмом Разума».
Однако отношение к собору взбунтовавшейся толпы трудно признать разумным: с его
крыши исчезла стрела, а с центрального фасада – статуи иудейских
царей (их приняли за изображения французских королей). Тогда же были
переплавлены все, кроме одного, колокола собора. Постепенно собор пришел в
упадок. Дошло до того, что по случаю коронации Наполеона его обветшалые стены
были задрапированы или наспех перекрашены. Лишь в
На
протяжении многих веков собор Нотр-Дам был важным,
если не самым главным, центром городской жизни. Здесь заседал парижский
парламент, разыгрывались мистерии, заключались торговые сделки; нищие и
бездомные находили в соборе приют, а богатые горожане, отправляясь в дальнее
путешествие, сдавали сюда на хранение свои ценности. В соборе совершались обряды
крещения, бракосочетания и отпевания, праздновались военные победы и исполнялся
торжественный гимн «Тедеум». Отметим, что в соборе Нотр-Дам было всего две коронации: английского короля
Генриха IV и императора Наполеона (по традиции почти все французские короли благославлялись на власть в Реймском
соборе).
«Тяжелый,
как слон, и легкий, как насекомое»
В XII веке
(«век Церкви воинствующей») храм больше походил на башню-крепость, в которой
доминировали мощные глухие стены, а узкие окна напоминали амбразуры. Это была
крепость, превращенная в место молитвы (одна такая церковь сохранилась в Париже
– Сен-Жермен-де-Пре).
В XIII веке
(« век Церкви торжествующей») облик соборов совершенно изменился, о чем
напоминает нам архитектура Собора Парижской Богоматери. Здесь царят вертикали и
стрельчатые формы, а стены прорезаны сужающимися кверху нишами и окнами с
ажурными колонками – собор «струится». Еще одна его особенность – пластический
характер архитектуры. Плоские поверхности сведены до минимума, все построено на
игре объемов, на контрасте света и тени, а «парящие» укрепления (аркбутаны) по
бокам собора напоминают опоры космического корабля на старте: кажется, что
собор вот-вот взлетит.
Главный
фасад Нотр-Дам – «не совсем готический»:
предусмотренные проектом островерхие шпили на верхушках двух башен так и не
были построены, чтобы не нарушить достигнутой гармонии. В нижней части фасада –
три мощных портала: слева – портал Девы Марии, в центре – портал Страшного
суда, справа – портал Св. Анны (матери Девы Марии). Над порталами протянулась
аркада с 28 статуями иудейских царей. В центре фасада – грандиозное окно-роза,
заполненное ажурным каменным плетением и витражами.
В правой
башне висит колокол, преподнесенный в дар собору в 1400 году. Позднее этот
колокол весом 6 тонн был переплавлен в таком же количестве бронзы.
Присутствовавшие при этом знатные дамы и простые парижанки бросали в
расплавленную массу золотые и серебряные украшения, отчего, как утверждают,
колокол приобрел чистый и звучный тембр.
«Тяжелый,
как слон, и легкий, как насекомое», - сказал про собор Нотр-Дам
Анатоль Франс.
Внутри
собора:
Интерьер
собора поражает размахом пространств. Здесь нет ни массивных опор, ни голых
стен – интерьер словно соткан из лучевидных нервюр, устремленных вверх. В
интерьере снова звучит лейтмотив готической архитектуры: собор – это Небесный
Иерусалим на земле и в то же время модель божественного мироздания...
В часовнях,
расположенных в правой части собора, вы увидите картины и скульптуры разных
художников, которые, согласно многовековой традиции, преподносятся в дар собору
ежегодно в первый день мая.
Трансепт
собора украшен двумя гигантскими розами-витражами. Небольшая бронзовая
пластина, вделанная в пол трансепта, сообщает, что в 1886 году известный
писатель Поль Клодель принял здесь католическую веру.
В этой же части собора находятся статуи Девы Марии («Парижская Богоматерь») и
св. Дионисия. В глубине собора – скульптурные изображения Людовика XIII и
Людовика XIV, а с наружной части хоров – барельефы на темы Нового завета.
Орган Собора
Парижской Богоматери – самый большой во Франции.