Уже на ранних этапах развития человечество хотело запечатлеть наиболее важные события своего прошлого. Этой цели служила эпическая поэзия , которая являлась своеобразной мифологизированной историей . Поэтому в строгой системе жанров античной литературы эпос занимал высшую ступеньку . Античный эпос существовал в виде поэм , написанных стихами , поскольку считалось что стихотворная форма лучше позволяет сохранить в памяти подлинную словесную ткань устного предания . Поэмы декламировались рапсодами , певцами, сочинявшими песни и исполнявшими их во время пиров и народных торжеств.
Одно из возможных изображений Гомера
Величайшие памятники древнегреческой культуры – героические поэмы « Илиада» и «Одиссея» - связывались в сознании древних греков и последующих поколений с именем слепого поэта Гомера , которого легенда изображает странствующим певцом . Семь городов – Смирна , Хиос, Саламин, Родос, Аргос, Афины – спорили за честь называться его родиной .
Поэмы были записаны в VІв. До н. э. по распоряжению афинского тирана Писистрата. Время жизни Гомера определялось по разному : от ΧІІ до VІІ в. до н. э.
Тема « Илиады» - Троянская война , идея – закономерность победы в этой победе греков , поддержанных олимпийскими богами, несмотря на временные неудачи. При превращение темы в сюжет Гомер впервые использует одно из важнейших свойств литературы , позволяющей ей в ограниченном объёме текста отражать многообразие действительности и связанные с жизнедеятельности человека представления – метонимичность. Гомер выбирает лишь один эпизод 10- го года многолетней войны у стен Трои ( Илиона): гнев главного героя греков Ахилла , у которого предводитель греческих войск Агамемнон отбирает военную добычу - пленницу Бризеиду. Обе сюжетны линии – земная и небесная, две связанные с ними системы образов – людей и богов – тесно сплетаются и немыслимы друг без друга.
|
|
|
Рисунок к «Энеиде» Вергилия. «Буколики» Вергилия
Эпическая природа поэмы сказывается в поэзии рассказчика , объективной , обстоятельной манере повествования , описательности , соотнесенности с мифологической системой , известной читателю , монументальности образов. Преобладание общего над индивидуальным , внешнего над внутреннем является важной особенностью поэмы.
Поэтическая техника отмечена связью с фольклорном средствами : в поэме присутствии повторы , постоянные , нередко двусоставные эпитеты, развёрнутые сравнения . В «Илиаде» много архаизмов . Поэма состоит из 15 695 стихотворных строк , написанных гекзаметром , хорошо преданном Н.И Гнедичем, современником А.С. Пушкина , в переводе на русский язык . Позднейшие редакторы разделили «Илиаду» на 24 песни. Вторая гомеровская поэма «Одиссея» , также позднее разделенная на 24 песни , несколько меньше по объему , но обширнее по сюжету . Во многом характеристика, данная «Илиаде», приложима к «Одиссее» . Однако во второй поэме значительно больше места отведено мифологическим веществам : прекрасноголосые сирены , чудовищные Скила и Харибда , одноглазый киклоп Полифем , волшебница Кирка , нимфа Калипсо и т. д. Одиссеей показан героем , способным с помощью острого ума противостоять богам и чудовищам . Замечательно перевел «Одиссею» на русский язык поэт – романтик В.А Жуковский.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------