Литература Древней Индии.

После внезапной и загадочной гибели протоиндийской цивилизации на полуостров Индостан пришли арии(XV в. до н.э., по мнению некоторых индийских учёных , -- XXV в. до н.э.). Они принесли с собой мифологию, фольклор, традиции и обычаи, которые легли в основу одной из величайших литератур мира – литературы Древней Индии.

 

ВАЖНЕЙШИЙ ПАМЯТНИК ЛИТЕРАТУРЫ АРИЕВ – Веды (санскр.Veda – «знание»), возникновение и запись которых занимает не менее тысячелетия (с XII по II в. до н.э.). Они – основа Веданты, одного из наиболее распространённых религиозно – философских учений в Индии.

Веды включают в себя два типа текстов. Первый тип – шрути («услышанное», что указывает на первоначальную устную форму бытования) – тексты, рассматриваемые как священные. В них входят четыре самхиты (т.е. сборники): Ригведа (веда гимнов), Самаведа (веда песнопений), Яджурведа (веда жертвенных изречений), Атхарваведа (веда заклинаний). Каждая из этих самхит играла определённую роль в ритуале жертвоприношения, в котором участвовало четыре жреца: хотар, читавший гимны (должен был знать Ригведу); утгатар, сопровождавший жертвоприно - шение пением (должен был знать Самаведу); адхварью, непосредственно приносивший жертву (должен был знать Яджурведу); брахман, следивший за правильностью всего ритуала (позже, когда появился текст Атхарваведы, в его обязанности вошло знание магических формул этой самхиты). Тексты самхит написаны в основном стихами, самый разработанный жанр – гимн (в Ригведе содержится 1028 гимнов богам). В шрути входят также брахманы (теологические тексты, объясняющие содержание ритуала), араньяки («лесные книги» для лесных отшельни - ков), упанишады (название от санскритского «сидеть около», т. е. сидеть около ног учителя, внимая его наставлениям).

 

ВТОРОЙ ТИП ВЕДИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ –  смрити («запоминаемое») – не носит священного характера. К смрити относятся «веданги» («части вед»), состоящие из сутр (сутра  – «нить», «краткое правило»). Сутра – популярный афористический жанр древнеиндийской литературы;

в сутрах излагаются вопросы ритуала, а также других областей знания (фонетики, грамматики и т. д.).

 Вершина древнеиндийской литературы – две поэтические эпопеи: «Махабхарата» и «Рамаяна».

 

ДРУГОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ УЧЕНИЕ, сформировавшееся на территории Древней Индии и в настоящее время являющееся одной из мировых религий, -- буддизм. Литература, связанная с учением Сиддхартхы Гаутамы (другое имя – Шакьямуни: 623—544 до н.э.) из царского племени шакьев в Северной Индии, получившего имя Будда (санскр. И пали Buddha – «просветлённый»), сложилось в VII вв. до н. э. в буддийский канон Типитака («три корзины»). Он состоит из трёх сводов текста («корзин») – Винная-питака, Сутта-питака, Абхидхамма-питака. Тексты можно разделить на две группы: к одной относятся жанры высокой (учёной) поэзии (например, сутта, или сутра, -- «нить», повествование о беседах Будды во время странствий, построенная в виде диалога учителя с учениками), к другой – жанры литературы для непосвящённых, например джатака. В основе этого популярного жанра лежит поучительная притча о каком-либо событии, происшедшем с Буддой в одном из его прошлых рождений, с обязательной стихотворной вставкой.547 джатак вошли в Сутту - питаку.

Концептуальной основой текстов стало учение Будды о «четырёх благородных истинах»: существуют страдания, его причина, состояния освобождения – нирвана – и путь к нему. Типитака отражает миропонимание буддизма – одной из мировых религий.

 

ПЕРВЫМ ИНДИЙСКИМ ПИСАТЕЛЕМ был драматург и поэт Калидаса (ок.V в.). Его произведения: «Рождение Кумары», «История рода Рагху», «Облако-вестник» и другие.

 

 

 

 

 

         -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

                        << На главную.