Еврипид
Еврипид (около 485 - 406 до н.э.) .
Социальный кризис афинской рабовладельческой демократии и
обусловленная им ломка традиционных
понятий и взглядов наиболее полно отразились в творчестве
младшего современника Софокла -
Еврипида.
Родители Еврипида, по-видимому, были
зажиточными людьми, и он получил хорошее образование. В
противоположность Софоклу Еврипид не
принимал непосредственного участия в политической жизни
государства, однако, он живо
интересовался общественными событиями. Его трагедии полны разнообразных
политических высказываний и намеков на
современность.
Большого успеха у современников Еврипид
не имел: за всю свою жизнь он получил лишь 5 первых
наград, причем последнюю - посмертно.
Незадолго до смерти он покинул Афины и переехал ко двору
македонского царя Архелая, где
пользовался почетом. В Македонии он и умер (за несколько месяцев до смерти
Софокла в Афинах) .
От Еврипида дошло до нас полностью 18
драм (всего он написал от 75 до 92) и большое количество отрывков.
Драматург приблизил своих героев к
действительности; он, по свидетельству Аристотеля, изображал
людей такими, "каковы они есть" .
Персонажи его трагедий, оставаясь, как и у Эсхила и Софокла, героями
мифов, наделялись мыслями, стремлениями,
страстями современных поэту людей.
В ряде трагедий Еврипида звучит критика
религиозных верований и боги оказываются более
коварными, жестокими и мстительными, чем
люди.
По своим общественно-политическим
взглядам был сторонником умеренной демократии, опорой
которой он считал мелких
землевладельцев. В некоторых его пьесах встречаются резкие выпады против
политиков-демагогов: льстя народу, они
добиваются власти, чтобы использовать ее в своих корыстных
целях. В ряде трагедий Еврипид страстно
изобличает тиранию: господство одного человека над другими
людьми вопреки их воле ему
представляется нарушением естественного гражданского порядка.
Благородство, по Еврипиду, заключается в
личных достоинствах и добродетели, а не в знатном
происхождении и богатстве. Положительные
персонажи Еврипида неоднократно высказывают мысль, что
безудержное стремление к богатству может
толкнуть человека на преступление.
Заслуживает внимание отношение Еврипида
к рабам. Он считает, что рабство - это
несправедливость и насилие, что природа
у людей одна и раб, если у него благородная душа, ничуть не хуже свободного.
Еврипид часто откликается в своих
трагедиях на события Пелопоннесской войны. Хотя он гордится
военными успехами соотечественников, но
в целом относится к войне отрицательно. Он показывает, какие
страдания несет война людям, прежде
всего женщинам и детям. Война может быть оправдана только в том
случае, если люди защищают независимость
своей родины.
Эти идеи выдвигают Еврипида в число
самых прогрессивных мыслителей человечества.
Еврипид стал первым известным нам
драматургом, в чьих произведениях характеры героев не только
раскрывались, но и получали свое
развитие. При этом он не боялся изображать низкие человеческие страсти,
борьбу противоречивых стремлений у
одного и того же человека. Аристотель назвал его трагичнейшим из всех
греческих драматургов.
Слава пришла к Еврипиду после смерти.
Уже в IV в. до н.э. его называли величайшим трагическим
поэтом, и такое суждение о нем
сохранилось на все последующие века. Театр эпохи эллинизма
В эпоху эллинизма (VI - I вв. до н.э.)
греческий театр классической поры претерпел существенные
изменения, касающиеся и драматургии, и
актерского исполнения, и архитектуры театрального здания. Эти
изменения связаны с новыми историческими
условиями.
В театре эллинистической эпохи
по-прежнему ставятся комедии и трагедии. Но от трагедий IV в. до
н.э. сохранились лишь небольшие
фрагменты, и, по-видимому, художественные достоинства
эллинистической трагедии были невелики.
Гораздо больше данных имеется для суждения о комедии, так как
до нас дошли целиком одна пьеса и
несколько отрывков из других пьес крупнейшего комедиографа того времени -
Менандра.
Комедию эллинистической эпохи называют
новой аттической (или новоаттической) комедией. Время
ее расцвета - конец IV - III в. до н.э.
В новой аттической комедии по-своему отразились изменения,
происшедшие в общественно-политической
жизни Греции к середине IV в. до н.э. На смену представлений о
божественном миропорядке и вере в
конечное торжество справедливости приходит убеждение во
всемогуществе случая. Жизнь человека,
его личное счастье, общественное положение - все зависит от воли
случая. Случай определяет возникновение
и решение конфликтов и в самой комедии, которая ставит своей
задачей воспроизводить современную ей
жизнь только в плане семейно-бытовых отношений. Большую роль
в новой комедии играет мотив любви.
Авторы новой аттической комедии широко
использовали психологическую теорию ученика
Аристотеля Теофраста, согласно которой
все свойства характера проявляются во внешности человека и в его
поступках. Физиогномические описания
Теофраста несомненно влияли и на оформление масок, помогавшим
зрителям распознавать тот или иной
персонаж.
В новой комедии заметно влияние
Еврипида. Близость многих его героев к жизни, раскрытие их
душевных переживаний - вот то, что новая
комедия взяла у Еврипида.
Основной особенностью новой комедии было
отсутствие хора, который был бы органически связан с
развитием действия, - хор выступал
только в антрактах. В прологе новой комедии давалось краткое
изложение событий, что должно было
помочь зрителю разобраться в сложной интриге.
Другой особенностью новой комедии бала
ее гуманно-филантропическая направленность. В лучших
произведениях проводились передовые идеи
эллинистической философии. Несмотря на отсутствие
политической тематики, в новой комедии
получали отражения такие важные проблемы, как методы
воспитания, отношение к женщине, к
представителям различных сословий, к чужестранцам. Причем
постоянно проповедовались более мягкие,
более гуманные отношения между людьми.
Новая аттическая комедия пользовалась
огромным успехом у публики. Зрителей привлекало то, как
разрабатывается даже банальный сюжет или
привычная маска: пружиной действия стала ловко устроенная
интрига, развитие которой велось тонко и
искусно.