Моралите
Реформационное движение (Реформация)
развернулась в Европе в XVI в. Оно носило
антифеодальный характер и приняло форму
борьбы с идеологической опорой феодализма - католической церковью.
Реформационное движение утверждает
принцип "личного общения с Богом" , принцип личной
добродетели. В руках зажиточного
бюргерства мораль становится оружием борьбы и против феодалов, и
против неимущих городских масс.
Стремление придать святость буржуазному мировоззрению рождает театр
моралите. Он вырастает из мистерий, в
которых нравоучительная дидактика заключалась в религиозные
формы и часто теряла смысл из-за
соседства бытовых комических сцен. Моралите освободило морализацию
как от религиозных сюжетов, так и от
бытовых отвлечений и, обособившись, обрело стилевое единство и
большую дидактическую направленность.
Однако при этом были утеряны действенность постановки и жизненные черты
персонажей.
Основным признаком моралите являлся
аллегоризм. В пьесах действуют аллегорические персонажи,
каждый из которых олицетворяет какой-то
человеческий порок или добродетель. Эти персонажи лишены
индивидуальных характеров, и даже
реальные вещи в их руках превращаются в символы. Столкновения
героев строились соответственно на
борьбе двух начал: добра и зла, духа и тела. Этот конфликт чаще всего
изображался в виде противопоставления
двух фигур, двух персонажей, олицетворяющих собой доброе и злое
начала, воздействующие на человека.
Разумные люди идут по стезе добродетели,
неразумные же становятся жертвами порока - эту
основную дидактическую мысль утверждали
на разные лады все моралите.
Авторами некоторых моралите были ранние
гуманисты, профессора средневековых школ. В
Нидерландах сочинением и постановкой
моралите занимались патриоты, борющиеся против испанского
засилья. Их пьесы были полны современных
политических намеков, за что авторы и актеры нередко преследовались.
В своем развитии моралите частично
освобождалось от строгой аскетической морали: под
воздействием новых общественных сил в
нем проявлялось некоторое стремление к реализму. Противоречия
жанра были признаком сближения с жизнью.
В иных моралите уже можно было встретить мотивы социальной критики.
Историческое значение аллегорического
жанра было в том, что он внес в средневековую драматургию
четкость, поставил перед театром задачу
построения типического образа. Но, будучи во власти
догматической морали, этот жанр не смог
породить ничего значительного.