Моралите

Реформационное движение (Реформация) развернулась в Европе в XVI в. Оно носило
антифеодальный характер и приняло форму борьбы с идеологической опорой феодализма - католической церковью.
Реформационное движение утверждает принцип "личного общения с Богом" , принцип личной
добродетели. В руках зажиточного бюргерства мораль становится оружием борьбы и против феодалов, и
против неимущих городских масс. Стремление придать святость буржуазному мировоззрению рождает театр
моралите. Он вырастает из мистерий, в которых нравоучительная дидактика заключалась в религиозные
формы и часто теряла смысл из-за соседства бытовых комических сцен. Моралите освободило морализацию
как от религиозных сюжетов, так и от бытовых отвлечений и, обособившись, обрело стилевое единство и
большую дидактическую направленность. Однако при этом были утеряны действенность постановки и жизненные черты персонажей.
Основным признаком моралите являлся аллегоризм. В пьесах действуют аллегорические персонажи,
каждый из которых олицетворяет какой-то человеческий порок или добродетель. Эти персонажи лишены
индивидуальных характеров, и даже реальные вещи в их руках превращаются в символы. Столкновения
героев строились соответственно на борьбе двух начал: добра и зла, духа и тела. Этот конфликт чаще всего
изображался в виде противопоставления двух фигур, двух персонажей, олицетворяющих собой доброе и злое
начала, воздействующие на человека.
Разумные люди идут по стезе добродетели, неразумные же становятся жертвами порока - эту
основную дидактическую мысль утверждали на разные лады все моралите.
Авторами некоторых моралите были ранние гуманисты, профессора средневековых школ. В
Нидерландах сочинением и постановкой моралите занимались патриоты, борющиеся против испанского
засилья. Их пьесы были полны современных политических намеков, за что авторы и актеры нередко преследовались.
В своем развитии моралите частично освобождалось от строгой аскетической морали: под
воздействием новых общественных сил в нем проявлялось некоторое стремление к реализму. Противоречия
жанра были признаком сближения с жизнью. В иных моралите уже можно было встретить мотивы социальной критики.
Историческое значение аллегорического жанра было в том, что он внес в средневековую драматургию
четкость, поставил перед театром задачу построения типического образа. Но, будучи во власти
догматической морали, этот жанр не смог породить ничего значительного.
На предыдущую страницу