Плавт

    Плавт (около 254 - 184 до н.э.) . Продолжателем дела Невия как комедиографа был его младший
современник Тит Макций Плавт. Его творчество относится к тому периоду, когда Рим из
сельскохозяйственной общины превращается в сильнейшее государство - сначала Апениннского
полуострова, а затем и всего бассейна Средиземного моря.
По единодушной оценке древних, Плавт был самым блестящим представителем паллиаты.
Излюбленный персонаж Плавта - хитрый, пронырливый раб, помогающий молодому хозяину улаживать
любовные дела. Секрет успеха Плавта состоит, прежде всего, в том, что его комедии, являясь переделкой
греческих, самобытны по духу, в них ярко запечатлены черты римской жизни. Плавт сочувственно относится
к плебейским низам рабовладельческого общества и осуждает людей, стремящихся к наживе.
Плавт умел искусно соединить новую аттическую комедию с элементами народной римской
ателланы, с ее буффонадой, живостью действия, с ее порой непристойными, но остроумными шутками.
Большое место в комедиях Плавта отводится пению и музыке. В новой аттической комедии пение и
музыка использовались только в антрактах. У Плавта же музыкальный элемент в некоторых комедиях
преобладает. Это кантики (от лат. canto - "пою" ) . Одни из кантиков представляли собой арии, другие
исполнялись речитативом под музыкальный аккомпанемент.
Пьесы Плавта отличает динамичность, они проникнуты пафосом неистощимой энергии и здорового
оптимизма. При этом сами характеры его героев статичны, лишены сложности и психологической глубины.
Поэт обращает основное внимание на событийную сторону, а все, что касается внутреннего развития образа,
упрощается, отступает на второй план. Тем не менее, свойственный Плавту прием гротеска делает его
персонажей театрально выразительными.
От Плавта дошли до нас 20 комедий полностью и одна в отрывках. Почти все комедии начинаются с
пролога. Прологи гораздо длиннее, чем в новой аттической комедии, но служат той же цели. В них
рассказывается о событиях, предшествовавших началу действия, и о том, как будет развиваться интрига.
Сюжет многих комедий был настолько запутанным, что зрителям трудно было следить за ходом действия, не
познакомившись предварительно с содержанием.
Большинство комедий Плавта представляют собой веселые фарсы или разработку откровенно
комической ситуации с бесконечными обманами, тонко сплетенной интригой, хитроумными проделками,
душой которых обычно являлся слуга-раб.
Комедии Плавта прожили большую историческую жизнь, хотя в средние века Плавт был
основательно забыт: богословы считали, что в его пьесах много безнравственного. Зато в эпоху Возрождения
Плавт снова воскрес для европейского театра. Его пьесы переводят, создают различные переделки и
подражания. Мотивы комедий Плавта обрабатывались многочисленными драматургами: Ариосто, Аретино,
Шекспиром, Мольером и другими.
На предыдущую страницу