Плавт
Плавт (около 254 -
184 до н.э.) . Продолжателем дела Невия как комедиографа был его младший
современник Тит Макций Плавт. Его
творчество относится к тому периоду, когда Рим из
сельскохозяйственной общины превращается
в сильнейшее государство - сначала Апениннского
полуострова, а затем и всего бассейна
Средиземного моря.
По единодушной оценке древних, Плавт был
самым блестящим представителем паллиаты.
Излюбленный персонаж Плавта - хитрый,
пронырливый раб, помогающий молодому хозяину улаживать
любовные дела. Секрет успеха Плавта
состоит, прежде всего, в том, что его комедии, являясь переделкой
греческих, самобытны по духу, в них ярко
запечатлены черты римской жизни. Плавт сочувственно относится
к плебейским низам рабовладельческого
общества и осуждает людей, стремящихся к наживе.
Плавт умел искусно соединить новую
аттическую комедию с элементами народной римской
ателланы, с ее буффонадой, живостью
действия, с ее порой непристойными, но остроумными шутками.
Большое место в комедиях Плавта
отводится пению и музыке. В новой аттической комедии пение и
музыка использовались только в
антрактах. У Плавта же музыкальный элемент в некоторых комедиях
преобладает. Это кантики (от лат. canto
- "пою" ) . Одни из кантиков представляли собой арии, другие
исполнялись речитативом под музыкальный
аккомпанемент.
Пьесы Плавта отличает динамичность, они
проникнуты пафосом неистощимой энергии и здорового
оптимизма. При этом сами характеры его
героев статичны, лишены сложности и психологической глубины.
Поэт обращает основное внимание на
событийную сторону, а все, что касается внутреннего развития образа,
упрощается, отступает на второй план.
Тем не менее, свойственный Плавту прием гротеска делает его
персонажей театрально выразительными.
От Плавта дошли до нас 20 комедий
полностью и одна в отрывках. Почти все комедии начинаются с
пролога. Прологи гораздо длиннее, чем в
новой аттической комедии, но служат той же цели. В них
рассказывается о событиях,
предшествовавших началу действия, и о том, как будет развиваться интрига.
Сюжет многих комедий был настолько
запутанным, что зрителям трудно было следить за ходом действия, не
познакомившись предварительно с
содержанием.
Большинство комедий Плавта представляют
собой веселые фарсы или разработку откровенно
комической ситуации с бесконечными
обманами, тонко сплетенной интригой, хитроумными проделками,
душой которых обычно являлся слуга-раб.
Комедии Плавта прожили большую
историческую жизнь, хотя в средние века Плавт был
основательно забыт: богословы считали,
что в его пьесах много безнравственного. Зато в эпоху Возрождения
Плавт снова воскрес для европейского
театра. Его пьесы переводят, создают различные переделки и
подражания. Мотивы комедий Плавта
обрабатывались многочисленными драматургами: Ариосто, Аретино,
Шекспиром, Мольером и другими.