Театр древнего Рима
Римский театр эпохи республики
Римляне взяли литературную драму в готовом виде у греков и
перевели ее на латинский язык, приспособив к своим понятиям и вкусам.
После победоносного окончания первой Пунической войны, на праздничных играх 240 г. до н.э.,
было решено устроить драматическое представление. Постановку поручили греку Ливию Андронику,
находившемуся в рабстве у римского сенатора, который и дал ему латинское имя Ливий. После отпущения на
волю, он остался в Риме и стал обучать греческому и латинскому языку сыновей римской знати. Этот учитель
и поставил на играх трагедию и, вероятно, также комедии, переработанные им с греческого образца или,
быть может, просто переведенные с греческого языка на латинский. Эта постановка дала первый толчок
развитию римского театра.



      



На предыдущую страницу
На главную страницу
На следующую страницу
   Римский театр императорской эпохи (Сенека)
   В I в. до н.э. республика в Риме пала. После убийства Цезаря ипобеды над Антонием в 31 г. до н.э.
императором в Риме стал Октавиан, получивший впоследствии почетное прозвище Август ("Священный" ) .
Август хорошо понимал общественное значение театра и
всячески содействовал его развитию. Прежде всего, Август хотел возродить на римской сцене трагедию
греческого типа, видя именно в ней средство улучшения и воспитания нравов своих граждан. Эти
стремления Августа были поддержаны одним из выдающихся римских поэтов, Горацием, и нашли отражение в его
"Науке поэзии" . Проводя политику Августа, Гораций выступает за идейное, содержательное искусство, основой
которого являются мудрость. Поэт, с одной стороны, должен быть человеком высокообразованным, так как
он выступает как воспитатель и наставник граждан. С другой - его искусство должно быть эмоционально,
изящно, поэтому ему нужно шлифовать свои произведения, прежде чем выставлять их на суд публики.
Однако все усилия Августа возродить на римской сцене серьезный жанр не увенчались успехом. Хотя
представления устраивались часто, они носили главным образом развлекательный характер. Общественная
роль театра заметно снизилась. Такая тенденция особенно усилилась при преемниках Августа.
Снижение идейной роли театра сказалось, прежде всего, на его репертуаре. После установления
диктатуры Октавиана трагедия пришла в упадок. Если трагедии и ставились во времена империи, то только в
виде отдельных эффектных сцен, дававших возможность актерам показать свое мастерство. Эти актеры (их
называли трагедами) надевали костюмы и маски, как для выступления в трагедии, однако их роль сводилась
в основном к пению, так как актерские арии составляли главную часть представления. Исполнение арий из
трагедий как самостоятельное представление сохранилось в Римской империи вплоть до последних дней ее существования.
Плавт
Гней Невий
Теренций