Сенека
Сенека (около 4 - 65
н.э.) . От трагедии императорской эпохи до нас не дошло ничего, кроме
трагедий философа Сенеки. Луций Анней Сенека был воспитателем императора
Нерона, одно время занимал при нем высшие
должности в государстве, но затем был
обвинен в заговоре против императора и по приказанию Нерона
покончил с собой, вскрыв себе вены.
Трагедии Сенека начал писать в последние
годы жизни, когда отношение к нему Нерона изменилось,
и он вынужден был более осторожно
высказывать свои взгляды на существующие порядки. Всего он написал
9 трагедий, заимствуя их сюжеты из
греческой мифологии. По своему строению трагедии Сенеки тоже мало
отличаются от греческих: партии хора
чередуются у него с партиями героев, на сцене находятся не более трех
актеров одновременно. Но под влиянием
социальных и политических условий трагедии Сенеки получили
новую направленность. Мрачная эпоха
Нерона, с ее жестокостями и угрозами кровавой расправы, как
дамоклов меч висевшей над каждым,
определила разработку тем.
Герои Сенеки - люди, наделенные
сильными, испепеляющими страстями. Изображение этих
страстей, невольно приводящих героя к
гибели, изображение сильных аффектов, чудовищных пороков,
состояний, близких к патологии, - все
это становится главным для поэта.
Среди героев Сенеки - жестокосердные
тираны, попирающие все законы человечности, способные
на любые преступления ради
удовлетворения своей страсти. Героини, женщины с мужской душой, тоже не
останавливаются ни перед чем ради
удовлетворения своих желаний.
Персонажи трагедий Сенеки однолинейны:
драматург выделяет какую-либо одну черту в характере и
доводит ее до предела. В драмах Сенеки
постоянно встречаются сцены страшной мести, кровавых
преступлений. Очевидно, это было
отражением тогдашней жизни с ее атмосферой жестоких репрессий.
До сих пор остается спорным вопрос о
сценической жизни трагедий Сенеки. Скорее всего, они
предназначены для чтения, но не для
постановки: трагедии лишены динамики, некоторые сцены технически невозможно
исполнить. Творчество Сенеки оказало огромное влияние на формирование
трагедии нового времени. Именно через него гуманисты эпохи Возрождения
начали свое знакомство с античной трагедией. В XIV - XVII вв.
драматурги всех западноевропейских стран
учились у Сенеки искусству трагичного - мастерскому
изображению страсти, напряженности
диалогов, отточенности стиля. Шекспир и Бен Джонсон в Англии,
Корнель, Расин и другие представители
французского классицизма изучали и использовали трагедии Сенеки
в своей творческой практике.