Светская драматургия


      Первые ростки нового реалистического направления связываются с именем трувера (т.е. трубадура)
Адама де Ла Аль (около 1238 - 1287) из французского города Арраса. Де Ла Аль был страстно увлечен
поэзией, музыкой и театром. Он жил в Париже и в Италии (при дворе Карла Анжуйского) и получил
довольно широкую известность как поэт, музыкант, драматург. В творчестве Адама де Ла Аля народно-
поэтическое начало сочеталось с сатирическим. В его произведениях были зачатки будущего театра
Возрождения. Но на протяжении средних веков этот драматург не имел продолжателей. Жизнерадостность и
вольная фантазия меркли под воздействием церковных строгостей и прозаической трезвости городов.
Сатирическое начало народных зрелищ драматургии Адама де Ла Аля нашло свое продолжение в
фарсах, героями которых были то ярмарочный зазывала, то врач-шарлатан, то циничный поводырь слепца.
Однако жанр фарса достиг своего расцвета позже, в XV веке. В XIII же веке комедийная струя заглушалась
театром миракля, тоже имевшим своей темой жизненные события, но обращенным к религии.
Миракль Само название миракль происходит от латинского слова "чудо" . И действительно, все
конфликты, порой очень остро отражавшие жизненные противоречия, в этом жанре разрешались благодаря
вмешательству божественных сил - святого Николая, девы Марии и т.д. С течением времени эти пьесы,
сохраняя религиозную морализацию, все острее показывали произвол феодалов, силу темных страстей,
владевших знатными и богатыми людьми. В первом из известных нам мираклей - "Игра о святом Николае"
(1200) - в центре внимания было чудо, совершенное святым для избавления христианина, попавшего в
языческий плен, и его история была лишь отзвуком крестовых походов. Более поздний "Миракль о Роберте-дьяволе"
давал уже общую картину кровавого века Столетней войны (1337 - 1453) и страшный портрет бессердечного феодала.
Само время - XIV век, полный войн, народных волнений и бесчеловечных расправ, - объясняет развитие
такого противоречивого жанра, как миракль. С одной стороны, крестьянские массы брались за топоры,
восставали, с другой - подчинялись тяжелой жизни. Отсюда и элементы критики, и религиозное чувство в мираклях.
Большинство мираклей строилось именно на бытовом материале - из жизни города, из жизни
монастыря или средневекового замка. Разоблачая притеснителей народа, миракль о Берте рисует в
положительном свете тех людей из их среды, которые не подвержены порокам и страстям, присущим знати,
и могут, попав в среду простых тружеников, быть среди них своими людьми.
Двойственность миракля была связана с идеологической незрелостью городского бюргерства того
времени. Не случайно миракль, начинавшийся обычно с обличительного изображения действительности,
всегда заканчивался компромиссом, актом раскаяния и прощения, что практически означало примирение с
только что показанными злодеяниями, ибо предполагало в каждом злодее возможного праведника. Это
устраивало и бюргерское сознание, и церковь.
На предыдущую страницу