Светская драматургия
Первые
ростки нового реалистического направления связываются с именем трувера (т.е.
трубадура)
Адама де Ла Аль (около 1238 - 1287) из
французского города Арраса. Де Ла Аль был страстно увлечен
поэзией, музыкой и театром. Он жил в
Париже и в Италии (при дворе Карла Анжуйского) и получил
довольно широкую известность как поэт,
музыкант, драматург. В творчестве Адама де Ла Аля народно-
поэтическое начало сочеталось с
сатирическим. В его произведениях были зачатки будущего театра
Возрождения. Но на протяжении средних
веков этот драматург не имел продолжателей. Жизнерадостность и
вольная фантазия меркли под воздействием
церковных строгостей и прозаической трезвости городов.
Сатирическое начало народных зрелищ
драматургии Адама де Ла Аля нашло свое продолжение в
фарсах, героями которых были то
ярмарочный зазывала, то врач-шарлатан, то циничный поводырь слепца.
Однако жанр фарса достиг своего расцвета
позже, в XV веке. В XIII же веке комедийная струя заглушалась
театром миракля, тоже имевшим своей
темой жизненные события, но обращенным к религии.
Миракль Само название миракль происходит
от латинского слова "чудо" . И действительно, все
конфликты, порой очень остро отражавшие
жизненные противоречия, в этом жанре разрешались благодаря
вмешательству божественных сил - святого
Николая, девы Марии и т.д. С течением времени эти пьесы,
сохраняя религиозную морализацию, все
острее показывали произвол феодалов, силу темных страстей,
владевших знатными и богатыми людьми. В
первом из известных нам мираклей - "Игра о святом Николае"
(1200) - в центре внимания было чудо,
совершенное святым для избавления христианина, попавшего в
языческий плен, и его история была лишь
отзвуком крестовых походов. Более поздний "Миракль о Роберте-дьяволе"
давал уже общую картину кровавого века
Столетней войны (1337 - 1453) и страшный портрет бессердечного феодала.
Само время - XIV век, полный войн,
народных волнений и бесчеловечных расправ, - объясняет развитие
такого противоречивого жанра, как
миракль. С одной стороны, крестьянские массы брались за топоры,
восставали, с другой - подчинялись
тяжелой жизни. Отсюда и элементы критики, и религиозное чувство в мираклях.
Большинство мираклей строилось именно на
бытовом материале - из жизни города, из жизни
монастыря или средневекового замка.
Разоблачая притеснителей народа, миракль о Берте рисует в
положительном свете тех людей из их
среды, которые не подвержены порокам и страстям, присущим знати,
и могут, попав в среду простых
тружеников, быть среди них своими людьми.
Двойственность миракля была связана с
идеологической незрелостью городского бюргерства того
времени. Не случайно миракль,
начинавшийся обычно с обличительного изображения действительности,
всегда заканчивался компромиссом, актом
раскаяния и прощения, что практически означало примирение с
только что показанными злодеяниями, ибо
предполагало в каждом злодее возможного праведника. Это
устраивало и бюргерское сознание, и
церковь.