Введение

С  давних пор существуют два способа обновления и изменения
жизни.  Один -  реформа   и   революция,   второй - путь
нравственного усовершенствования, самовоспитания личности
каждого человека.

Кто же может достучаться до души каждого?  Ответ понятен - литература. Русская литература всегда была тесно связана с нравственными исканиями нашего народа. Лучшие писатели в своих произведениях постоянно поднимали проблемы современности, пытались решить вопросы добра и зла, совести, человеческого достоинства, справедливости и другие. Наиболее интересными являются произведения, в которых поднимаются проблемы, связанные с нравственностью человека, с его исканиями положительного идеала в жизни. Критика отмечает,  что в произведениях ряда  наших писателей уже давно обозначился новый герой, думающий о смысле жизни и нравственности, ищущий этот смысл, понимающий свою ответственность в  жизни.  Задумываясь о проблемах и пороках общества, думая,  как их исправить, такой герой начинает с себя. В.Астафьев писал:  "Всегда надо начинать с себя, тогда дойдешь до общего,  до общегосударственных,  до общечеловеческих проблем". В наше время проблема нравственности стала особенно актуальной, так как происходит распад личности. В нашем обществе назрела потребность говорить и размышлять об изменяющейся человеческой психологии о взаимоотношениях между людьми, о смысле жизни. В этом жестоком мире очень трудно сохранить душевное тепло и остаться светлым и добрым человеком. Как будто кто-то прилагает специальные усилия к тому, чтобы сподвигнуть на зло. Мы самоуничтожаемся, совершая необдуманные злые поступки, превращаемся в животных. Главное понимать, что прелесть жизни совсем не в материальных богатствах, а во взаимопонимании между людьми. Даже если наше общество сумеет перейти к  рыночной экономике  и  стать богатым,  богатство не сможет заменить доброты, порядочности,  честности.  Наоборот, все пороки людей могут обостриться. Любое произведение литературы, отображая жизнь посредством  слова, обращено к сознанию читателя и в той или иной степени на  него воздействует. Прямое воздействие, как известно, имеет место в произведениях публицистики, посвященных актуальным вопросам  текущей жизни общества. Факты действительной жизни, человеческие  характеры и судьбы рассматриваются писателем-публицистом как  повод, как конкретная основа взглядов автора, ставящего перед собой цель самим фактом, логикой суждения и выразительностью  образа убедить читателя, заставить его понять собственную точку  зрения. Здесь одним из важнейших инструментов познания действительности и воссоздания событий в таком сочетании,  которое позволяет проникнуть в самую суть происходящего,  является вымысел, благодаря которому сокровенное содержание явления предстает гораздо убедительнее, чем простая констатация факта. Таким образом, правда художественная - выше правды факта, а  главное - значительнее по силе воздействия на читателя.