Тема любви в творчестве поэтов XIX - XX веков.

Главная

Введение

§         Ахматова А.А.

§         Баратынский Е.А.

§         Блок А.А.

§         Веневитинов Д.В.

§         Высоцкий

§         Есенин С.А.

§         Жуковский В.А.

§         Лермонтов М.Ю.

§         Маяковский В.В.

§         Мей Л.А.

§         Некрасов Н.А.

§         Пушкин А.С.

§         Тютчев Ф.И.

§         Фет А.А.

§         Цветаева М.И.

§         Языков Н.М.

§         Произведения

Заключение

Список литературы

 

Стишки! стишки! давно ль и я был гений?
Н.А.Некрасов, (1845)

 

 

       Актуальность темы любви в творчестве поэтов XIX века обусловлена тем, что вечные темы природы и любви приближаются к русской жизни, к русской природе, связываются с психологическим, духовным миром русского человека определенной поры. Поэзия - это стихотворная ритмическая речь. Прозой изъясняется любой и каждый - на языке поэзии общаются избранные. Древние считали, что поэты разговаривают с богами…

       Русский романтизм принято делить на несколько периодов: начальный (1801-1815), зрелый (1815-1825) и период последекабристского развития. Поэзия этого периода вряд ли может сравниться с великолепной реалистической прозой, однако, безусловно, заслуживают упоминания поистине мастерские, исполненные реализма произведения. Вместе с тем в лирике наблюдаются процессы, приближающиеся по сложности психологизма, по организации лирических сюжетов к роману. Особенно ясно это проявилось в любовных стихотворных циклах.

       Недаром самым значительным в любовной лирике Тютчева стал так называемый «денисьевский» цикл. У Некрасова мы находим внутренне цельный цикл-роман, протяженный, динамичный, почти сюжетный и, главное, с одной героиней. Опять-таки, неизбежно обращаясь к биографии поэта, цикл этот давно называют, связывая его с любовью Некрасова к А. Я. Панаевой, «панаевским». Оба поэта оказались, каждый по-своему, подготовленными к созданию в интимной лирике не традиционно одного, а двух характеров, из которых женский оказывается чуть ли не главным. Именно наличие характеров отъединяет в этой принципиальной новизне «панаевский» и «денисьевский» циклы от, скажем, «протасовского» цикла Жуковского или «ивановского» цикла Лермонтова.

       Биографии Тютчева и Фета во многом сходны - оба они пережили смерть любимой женщины, и безмерная тоска по утерянному давала пищу для создания прекрасных любовных стихотворений.

       Заря русского романтизма связана с именами Жуковского и Батюшкова. В стихах обоих поэтов еще ощущается властное влияние прошлого - эпохи сентиментализма, но если Жуковский еще глубоко укоренен в ней, то Батюшков гораздо ближе к новым веяниям.

       В центре эстетических споров, острой литературной борьбы середины века снова оказалось имя Пушкина. Пушкин оставил богатое наследие, и борьба за право наследования носила живой и злободневный характер.

       Поэты почти все хотели наследовать Пушкину. Некрасов и Фет отчетливо противопоставляют себя некоей традиции, хотя и разным началам в ней. Оба, - и Некрасов и Фет, воспользовались рядом пушкинских образов.

       Белинский постоянно упоминает Батюшкова в ряду крупнейших явлений допушкинской культуры, ставя его обычно рядом с Жуковским (хотя часто и противопоставляя их).

       Тема любви является одной из составляющих теории чистого искусства, наиболее широко в русской литературе отраженной в стихах Фета и Тютчева. Эта вечная тема поэзии тем не менее нашла здесь свое новое преломление и зазвучала несколько по-новому. Салтыков-Щедрин в 70-е годы XIX столетия писал, что теперь никто не отважится уже воспевать соловьев и розы. Для Фета тема любви, напротив, явилась основополагающей всего его творчества до конца жизни.

       Языков шел в поэзии своим путем. Языковская лирика не меркнет рядом с лирикой его великих современников - Пушкина, Боратынского, Тютчева - и доселе живет полнокровной жизнью. Его творчество исключительно высоко оценили Пушкин, Гоголь, Боратынский и крупнейший русский критик той эпохи Иван Киреевский.

 

 

       Русская поэзия XIX в. пережила в своем развитии по крайней мере три подлинных подъема. Первый, условно говоря, падает на начало века и осенен именем Пушкина. Другой давно признанный поэтический взлет приходится на рубеж двух столетий — девятнадцатого и двадцатого — и связан прежде всего с творчеством Александра Блока, Наконец, третья, по выражению современного исследователя, «поэтическая эпоха" — это середина позапрошлого века.

       В свое время поэт Бальмонт сказал, что русская поэзия XIX в. знает семь великих имен: Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Баратынского, Некрасова, Фета и Тютчева. Нетрудно видеть, что первые четыре поэта (и отчасти Тютчев) творили до 40-х гг. Нетрудно видеть и другое: расцвет поэзии Некрасова, Фета, Тютчева приходится именно на середину века. Но и в 40-е гг. в русской поэзии имеют место также значимые и принципиально важные явления. Достаточно сказать, что в середине 40-х гг. в общем складывается оригинальное творчество Некрасова, в 40-е гг. начинает Фет. И все же в это десятилетие в целом поэзия отходит на второй план.

       Вместе с тем, все это было предощущением нового подъема поэзии, признаки которого обнаруживаются уже с начала 50-х гг. и который к середине 50-х гг. обретает необычайную стремительность. Поэзия снова получает права гражданства па страницах журналов, становится полнокровной и самостоятельной участницей литературного процесса, предметом критического анализа и теоретических споров.

       Прежде всего это относится к сборнику Некрасова 1856 г. Можно назвать еще и книги Фета, Никитина, Огарева, Полонского, А. Майкова и др.

       К началу 60-х гг. поэзия в целом снова вступает в полосу определенного спада, и чем дальше, тем больше. Многие поэты просто умолкают на долгие годы. Особенно характерно, может быть, почти полное молчание такого «чистого» поэта, «чистого» лирика, как Фет.

       XIX в. завершился своего рода прощальным расцветом предреволюционной культуры, причем реалистическая традиция отвергалась, и в поэзии, прозе, критике и драме открывались новые горизонты.

 

НАВЕРХ